В своей практике я часто сталкиваюсь с запросом, как научить или даже заставить детей слушаться. Хорошо учиться, заправлять постель, не раскидывать вещи, экономить деньги и так далее. И вообще, почему дети не слушаются родителей?
Ниже я попробую рассказать, что и как с этим можно делать.
Зачастую родители пытаются научить детей что-либо делать (например, заправлять постель утром), с завидной настойчивостью объясняя детям, что им обязательно надо это делать! И что если ребенок будет это делать – он молодец, а если нет, то возможно будет наказан… Но чаще всего дети исправно забывают об этом каждое утро. Через какое-то время это начинает «выбешивать» родителей – ребенок-то растет и вместе с ним, вроде как, должна расти его сознательность! Но время идет, и этого не происходит. Тогда они приносят этот запрос в терапию: «Как все-таки заставить детей что-то делать?!»
Как-то раз я решил разыграть ролевую сцену (я часто применяю такой прием в терапии), в которой мама, требующая соблюдать порядок, была бы на месте ребенка. Я попросил ее почувствовать себя ребенком, веселым, беззаботным, игривым. И когда она совсем вошла в роль, я спросил ее:
– Ты действительно чувствуешь, что тебе надо заправлять постель каждое утро?
– Нет, конечно! – Ответила она из роли ребенка – Мне нет. Моей маме надо!
Это было очень важное для нее осознание. Она все время говорила ребенку, что ЕМУ надо что-то делать. А ребенок не чувствовал такой потребности и не воспринимал это «надо», как правду. Он, скорее, чувствовал, что это не соответствует его внутренним убеждениям. Кому же на самом деле было надо, чтобы он заправлял постель? – Его маме! Этот инсайт изменил постановку вопроса. И мама попробовала донести до детей другую правду – не ИМ надо, а ЕЙ надо. Она попросила детей заправлять постель для нее. И каково же было мое удивление, когда спустя пару недель она позвонила мне со словами: «Представляешь, кажется, меня услышали! Ребенок стал заправлять постель по утрам!»
Очень важно правильно сформировать свой запрос или просьбу к ребенку!
Но иногда сказать, что тебе от детей чего-то надо, – мало. Не всегда дети готовы уважать интересы и границы взрослых или понимать взрослую целесообразность или логику. В этом случае можно предложить детям обмен или попытаться вовлечь их в игру. Детям можно предложить любой соблазнительный для них вариант, например: «Ты собираешь разбросанные игрушки, а я, взамен, читаю тебе сказку» или что-то еще… И это умение договариваться принесет им много пользы во взрослой жизни. А самых маленьких детей чаще можно просто вовлечь в игру, сделав вашу потребность элементом интересного для ребенка шоу.
Поэтому чаще:
– Играйте.
– Договаривайтесь.
– Поощряйте.
Помните, есть очень важный психологический принцип: два месяца устойчивого навыка формируют привычку! И если ребенок два месяца «позаправляет» кровать каждый день, дальше он будет делать это «на автомате»!
Жду вас на консультацию в Санкт-Петербурге или по Skype, если вы в другом городе.